Новости

Так закалялась Lada: почему советская «Нива» популярна уже полвека

Рождение легенды

ВАЗ-2121 «Нива» впервые сошел с конвейера Волжского автозавода 5 апреля 1977 года. По словам создателя Петра Прусова, название представляет собой аббревиатуру, собранную из первых букв имен его детей — Натальи и Ирины — и сыновей главного конструктора Владимира Соловьева — Вадима и Андрея.
Позиционирование „Нивы“ на рынке было новинкой — это практически первый кузовной внедорожник, прародитель кроссоверов как класса. До ВАЗ-2121 подобные автомобили выглядели иначе
— рассказал 360.ru автоэксперт Евгений Ладушкин.
Если раньше были два неразрывных моста, рамная конструкция, рулевая машинка, то с появлением «Нивы» покупатель увидел полный привод и комфорт легкового автомобиля — он стал лучше и безопаснее, добавил специалист. Несмотря на прорыв, не обошлось без подводных камней. При эксплуатации именно как внедорожника есть риск оторвать часть кузова, поскольку он у «Лады» довольно слаб.
— уточнил специалист.

Как «Нива» покорила сердца

У «Нивы» на старте продаж почти не было рекламы. В СССР все шло небольшими партиями по подписке, однако через несколько лет ситуация изменилась. Популярность ВАЗ на родине выросла из-за отсутствия выбора на рынке автомобилей.
Спустя год после серийного запуска ВАЗ-2121 несколько машин отправили на парижский автосалон — именно там состоялся международный дебют будущей советской легенды. Lada Niva прокатывали по автодромам для членов экспертной комиссии из Великобритании, что привело к успеху за рубежом.
Именно „Нива“ послужила идейным вдохновением для компании Suzuki при создании первой Grand Vitara в 1998-м. „АвтоВАЗ“ даже получил благодарственное письмо
— отметил Ладушкин.
Современные автолюбители тоже трепетно относятся к «Ниве». В Сети полно объявлений о продаже машины в зарубежных салонах, а пользователи записывают рилсы и тик-токи с ее разными версиями. Например, француз Томас Маса около полугода назад купил Lada Niva комплектации 1995 года и путешествует на ней вместе с девушкой. Внедорожник без труда выдержал турне по Марокко.

Время трансформаций

За всю историю своего существования «Нива» менялась, но незначительно. Например, внесли коррективы в точки влияния амортизаторов, задний мост приобрел другую ширину колеи. Менялись моторы: с 1.6 перешли на 1.7. С карбюраторного двигателя — на инжекторный. Сначала экспериментировали с собственными, но уже через полгода в дело вмешался General Motors и внедрил свои, пояснил Евгений Ладушкин.
Внесенные коррективы не привели к росту потребительских качеств. Да, прибавилось несколько лошадиных сил, а с новым мотором ВАЗ стал более заточен под городские условия. Но ведь проходимость в болотах и других местах хромает
— подчеркнул эксперт.